«…Оставив липкие от смеси пота и дорожной пыли сандалии за порогом, я благоговейно вошел внутрь тростникового жилища Великого Мастера. Молва о нём шла по всей округе и не было ни фермера ни чиновника, кто усомнился бы в его мудрости и святости. Вот уже неделю он отказывался меня принимать, ссылаясь на то, что болен, занят или больше не нуждается в учениках. Но я-то знал: старик просто проверяет меня. И вот, миг, которого я так жаждал, наконец, настал. Мои духовные поиски увенчались удачей.
– Почему ты не отправился домой по совету моему? – вопросил Мастер, позволив фрагменту седой бороды выглянуть из колышущихся теней. – Ты ослушался меня. Я зол, но ты досаждаешь мне, и, думаю, проще избавиться от тебя, уделив время, чем ждать, пока тебе надоест ночевать у окрестных селян.
Я склонил голову в поклоне:
– Я запутался. Мне нужно найти смысл. Нужно найти свой путь. Научи меня, ибо я нигде не слышал о более совершенном учителе.
Старик пожал плечами.
– Я не могу тебе ничего дать. Прости. Не знаю, чем я обязан славе о своей мудрости. Я себя мудрым не называю. Да, ко мне часто приходят разные люди. Я слушаю их. Смотрю на жизнь через свой и чужой опыт. И понимаю всё меньше. Так что, если ты хочешь определенности, это не ко мне. Я сам в не меньшем, а то и в большем недоумении от жизни, чем окружающие. Мне нечем поделиться.
– Учитель, не знаю, с какой целью ты лукавишь. Ведь ты нашёл свой смысл и идёшь по своему пути.
– Нашёл. Но это мой смысл, и я тебе его не отдам.
– Тогда позволь мне быть с тобой. Может, благодаря твоему опыту, мне удастся найти свой Путь.
– Если я позволю тебе остаться, ты можешь помешать мне следовать моим Путём. Мой опыт будет замутнён твоим. Зачем мне это? Лучше мне быть одному.
– Ты противоречишь сам себе. Ведь если ты боишься этого, значит у тебя есть нечто, что ты охраняешь и лелеешь. Как же ты говоришь, что тебе нечем поделиться?
– Верно ты сказал… Но, будет ли верно отдавать тебе мое?
– Ты сам сказал, что пользовался опытом других людей. Ты же не спрашивал у них согласия чтобы заимствовать их опыт для взрастания своей мудрости?
– Опять ты прав, – крякнул старец. – Тогда ответь, какой тебе прок от моих сомнений и неопределённости? Разве это – мудрость? Зачем тебе такая мудрость?
– Человек, который ищет истину, понимает, что простых ответов не бывает. Сомнение и неопределённость могут быть так же глубоки, как море, просторны, как равнины и вкусны, как добрая пища, выдержаны, как доброе вино. Я жажду проверить, насколько твои сомнения обладают этими качествами. Быть может, мудро выбрать путь между валунами сомнения и оврагами неопределённости?