Редактор Виктор Шендрик
Иллюстратор Агата Егошина
Иллюстратор Дарья Левчук
Дизайнер обложки Алексей Ситников
© Анна Владиславовна Михалевская, 2019
© Агата Егошина, иллюстрации, 2019
© Дарья Левчук, иллюстрации, 2019
© Алексей Ситников, дизайн обложки, 2019
ISBN 978-5-4490-5929-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Учиться летать? Нет, учиться жить. Евгений Голубовский
Говорят, что краткость – сестра таланта.
Всегда хотел выяснить: а кто брат таланта?
Но об этом после. А пока – о краткости. И о таланте.
Смысл предисловия именно в том, чтобы представить автора.
И я представляю талантливого прозаика Анну Михалевскую.
В этом году в альманахе «Дерибасовская-Ришельевская» вышел её нежный, трогательный рассказ «Тодосий», а в книге «Пока Бог улыбается» маленький психологический шедевр (не побоюсь этого слова) «История Луизы». Оба рассказа вошли в книгу, которую вы держите в руках.
Я начал с краткости. Как не вспомнить гоголевское – редкая птица долетит до середины Днепра! И подумать – редкий читатель дочитывает до середины предисловие.
Я обычно открываю книгу на случайной странице. Читаю. Если заинтересует, смотрю предисловие. Кто автор книги? Что его волнует?
Так кто автор?
Психолог. По образованию. По складу ума – писатель. Со сложившимся кругом тем, проблем, ощущений.
Я бы сказал, что Анна Михалевская исследует не тело, а душу своих героев, а значит, нас с вами.
Никаких «одессизмов», но одновременно это очень одесская проза.
Как я это объясняю сам себе?
Книга называется «Междверье». Помните, Пётр Первый прорубил для России окно в Европу, а Екатерина Вторая, основав Одессу, открыла дверь в Средиземноморье – и смешались здесь итальянцы и греки, французы и поляки, евреи и русские, языки и темпераменты, характеры и религии. Гремучая смесь, рождавшая гениев и злодеев.
Дверь открыта. Просто ли в неё войти? Просто ли преодолеть междверье? Анна Михалевская знает, как много в каждом из нас комплексов. И она убеждена, лечить человека, лечить общество можно любовью. Нужно любовью.
Очень реалистическая проза. И одновременно всё зыбко – между нашим реальным опытом и происходящим в этих историях. Проще всего, отмахнувшись, сказать – мистика. Но если верить в Бога, в существование души, то, признаемся, что мы верим в чудо. То, что абсурдно для одного, для другого – естественно.
Когда-то Гегель сформулировал как закон: всё действительное – разумно; всё разумное – действительно. Но если это и так, то легко построить антитезу: всё действительное – абсурдно; всё абсурдное – действительно.